Открытый информационный портал еврейской общины России и русскоязычной Диаспоры *. При творческом участии Агудас Хасидей Хабад Еврейской Религиозной Общины Любавических Хасидов
На главнуюrssДобавить в избранноеJewish Info

Новости
Комментарии
Аналитика
Общины
Персоналии
Библиотека
Форум
Полезные материалы



«770» открывает двери в подмосковном Раменском

версия для печати
«770» открывает двери в подмосковном Раменском
Тема: Общинное строительство

Беседа с р. Ицхаком Коганом

«Севен севенти», или «770» — таков номер дома по проспекту Истерн Парквей в Бруклине, Нью-Йорк, где жил Любавичский Ребе, и где ныне расположена штаб-квартира движения ХаБаД-Любавич. Этот дом еще в 30-е годы прошлого века купил тогдашний глава ХаБаДа шестой Ребе Йосеф Ицхок. Вскоре там разместились секретариат, синагога, иешива, проходили хасидские застолья — фарбренгены. В 1941 году к нему присоединился его зять Менахем Мендл Шнеерсон, прибывший вместе с женой в Нью-Йорк после нацистской оккупации Франции. В 1950 году Ребе скончался, через год «ХаБаД-Любавич» возглавил Менахем Мендл, ставший седьмым Любавичским Ребе. Теперь он был хозяином здания в Бруклине, откуда руководил всей деятельностью движения. Дом на Истерн Парквей превратился в легенду, его стали называть просто — «Севен севенти».

Во многих странах мира сегодня возведены подобия этого здания — в Канаде, Бразилии, Аргентине, Австралии, Италии и многих других. В США и Израиле таких домов несколько. Первый «Севен Севенти» в России строится в подмосковном Раменском по инициативе раввина общины Агудас Хасидей ХаБаД (Москва) Ицхака КОГАНА.

Раввин Ицхак Коган с семьей приехал в Израиль в 1986 году. Буквально через месяц после приезда в его жизни произошло событие, определившее дальнейшую судьбу. Раввин Ицхак Коган с супругой удостоились встречи с седьмым Ребе, причем их разговор продолжался беспрецедентно долго — 2 часа 10 минут. В ходе беседы Менахем Мендл говорил о том, что не только сам И.Коган не должен забывать русский язык, но и его детям необходимо хорошо говорить по-русски. Ведь через некоторое время им придется возвратиться, чтобы работать с российскими евреями. Разве мог раввин Коган в ту пору помыслить о возвращении, он — в течение 14 лет ожидавший разрешения на выезд в Израиль…

«Я был, как партизан, долгое время находившийся в подполье, — рассказывает раввин Ицхак Коган. — Вот так я и привык смотреть на мир — снизу. Менахем Мендл смотрел на мир сверху и этому он учил и нас. В самом деле, управлять ситуацией можно только, наблюдая за ней сверху».

Раввин Коган крепко усвоил эти уроки. Одним из важнейших дел своей миссии он считает строительство духовного центра «Севен севенти» в Раменском.


— Всматриваясь в архитектуру «Севен Севенти» в Израиле, Канаде, Бразилии или Австралии, видишь, какие они все, в сущности, разные — по планировке, декору и даже цвету. В чем же дело? Разве такое здание не должно в точности копировать дом в Бруклине, чтобы полнее передать наследие человека, который в нем жил?
— Когда мы говорим, что здание должно быть похоже на «Севен Севенти» в Нью-Йорке, речь не идет только о его внешнем виде. Не всегда можно сделать точную копию — как по градостроительным, так и материальным соображениям. Представьте себе, что синагога на Бронной внешне походила бы на «Севен Севенти» — как бы она гармонировала с архитектурой центра Москвы? Не в последнюю очередь внешний облик часто зависит от решения местных властей.
Главное — дух «Севен Севенти». А дух «Севен Севенти» и вообще движения «ХаБаД-Любавич» — это проявление любви ко всему миру — не только евреям, но и всем людям, созданным Всевышним. Если «богов» было бы много, они бы передрались там, наверху, и человечеству нечего не оставалось бы внизу.
Порыв, который призывает людей служить единому Богу, — и есть Любавичское движение. В первую очередь это касается евреев, которые, в соответствии с Торой, должны нести основной груз этого служения. С другой стороны, есть и семь заповедей сыновей Ноя, которыми мир награжден с момента Творения. Рассказать об этих семи заповедях всем людям — это тоже дух «Севен Севенти». Только учитывая все это, можно достичь гармоничного единения с Творцом.

— Но, согласитесь, рав Коган, принимаясь за такую ответственную работу, кроме духа, надо ведь еще учитывать и практические вопросы, связанные со строительством, а также, что не менее важно, будущие программы… Как вам удается решать все эти вопросы?
— Мы начали строительство первого в России «Севен Севенти» на базе Центра духовной и физической реабилитации в Раменском. Все это случилось не сразу — мы долго к этому шли. Еще в 1998 году приобрели участок земли в полтора гектара, на котором размещалось здание бывшего детского сада, почти полностью разрушенное. Один из главных наших спонсоров как-то спросил меня: «Зачем строить новое здание, когда за те же деньги можно купить целый комплекс?» Я ему ответил: «Такое здание невозможно купить, его надо создать». Если человек дал хотя бы на один кирпич в «Севен Севенти», это уже его дом.
Шли годы, и мы постепенно освоили колоссальный объем работ. Не только восстановили здания, но и увеличили их размеры. Теперь там два корпуса в три и два этажа со спальными местами, кухней, залом для игр и занятий.

Коган Ицхак раввин Синагоги на Большой Бронной— Значит, Раменское было выбрано не случайно? Вы чувствовали, что это место обладает особой энергетикой?
— Леонид, не делайте из меня пророка. Заранее ничего невозможно было спланировать. Просто когда мы приобретали землю, я понимал актуальность покупки. Прошло десять лет, и наши планы стали реальностью. Мы ведь не олигархи, мы вносим свои крохи и привлекаем людей… Кто-то помог кирпичом, кто-то сантехникой… Значительное содействие оказал нам известный предприниматель и благотворитель Герман Хан.

— Когда вы планируете закончить строительство?
— Строительство в стадии завершения. Уже идут отделочные работы. Но и сегодня мы видим, сколь велико притяжение людей к этому месту… На празднование Субботы и воскресные лекции часто приезжает 100, а то и 120 человек. Среди них есть и пожилые люди, которые нуждаются в особой теплоте и участии. Они получают кошерное питание, общаются друг с другом, слушают музыку. Они буквально оживают в центре, часто рассказывают потрясающие истории своей жизни. Приезжают и молодые семьи, которые хотят найти здесь — и находят — еврейскую среду, свой еврейский уик-энд.

— Но почему же нельзя все это сделать в Москве? Может быть, это привело бы в центр еще большее число евреев.
— Это очень трудно. Попробуйте пригласить на Бронную много семей на Субботу или в праздники! Да их просто негде расположить на ночь. Снимать номера в гостинице? Никаких материальных ресурсов не хватит. При этом надо учитывать, что в округе, деловом районе центра столицы, живет не так уж много евреев. А в Раменском на Пейсах мы собрали семьдесят человек, которые жили в благоустроенных корпусах все пасхальные дни. Это не «пять звезд», конечно, но всем очень нравится: тепло, горячая вода, душ, ванна… Установлены спортивные тренажеры. Мы создаем комнату седьмого Ребе с его книгами, с показом видеофильмов о его жизни.

Беседу вел Леонид Гомберг
«Информпространство», № 136, 2009 г.






* Все новости любых еврейских общественных организаций публикуются открыто и безвозмездно