Открытый информационный портал еврейской общины России и русскоязычной Диаспоры *. При творческом участии Агудас Хасидей Хабад Еврейской Религиозной Общины Любавических Хасидов
На главнуюrssДобавить в избранноеJewish Info

Новости
Комментарии
Аналитика
Общины
Персоналии
Библиотека
Форум
Полезные материалы



Заповедь новую даю вам…

версия для печати
Тема: На «русской улице» Израиля

Существует не так много вопросов, по которым, несмотря на все противоречия, возможен политический консенсус, и одним из таких вопросов является проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество. Эта очень непростая и по масштабности, и по значимости тема сегодня актуальна, как никогда. Дело не только и не столько в огромных цифрах, а в том, что речь идёт о социальной болезни, глубоко затрагивающей суть отношений в человеческом обществе. Отношение государства к детям — показатель гуманности общества.

Сиротство всегда означало трагедию ребёнка. Образ сироты, как незащищённого и нуждающегося в помощи лица, встречается в Ветхом и Новом заветах, в Коране. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. В древних источниках имеются упоминания об отказах родителей от своих детей, о подкидышах, воспитывающихся в чужих семьях. Однако только с середины ХХ века во многих странах мира социально-экономические и нравственные процессы в обществе обусловили появление социального сиротства как явления, которое стало приобретать угрожающие масштабы. Проблема социального сиротства характерна для многих развитых и развивающихся стран. Около 90% сирот сегодня составляют социальные сироты, то есть дети, от которых родители отказались, или эти родители были лишены родительских прав.

Ещё Аристотель говорил, что общество, погнавшееся за экономической и военной мощью в ущерб морали и нравственности, однажды обратит накопленную мощь против себя. Духовный кризис нашего времени повлёк за собой утрату жизненных смыслов, разрушение системы ценностей, которые задают ориентиры развития личности и общества - дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности исполнять родительские обязанности. Стремительная урбанизация, социальные потрясения, интенсивная миграция населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей. Возникла и категория так называемых «скрытых сирот», к которым относят детей, чьё положение скрыто от государства, и они долгое время не получают помощи. Нередко дети сами покидают свои неблагополучные семьи по причине жестокого обращения. Детская беспризорность и социальное сиротство — наиболее тревожные характеристики современного общества.

По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Только по официальной статистике, в России детей, оставшихся без опеки родителей, от 800 тысяч до 2 миллионов; по неофициальным данным, их свыше 4 миллионов. Для сравнения, после Второй мировой войны во всём СССР сирот было около 600 тысяч.

Распространение явления социального сиротства в России обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие страны на протяжении XX века. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от рёбенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Особенностями России стали и обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоёв общества, и резкое падение уровня жизни большинства населения, и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, чему в немалой степени способствовал «расцвет» массовой культуры, поддерживаемый СМИ.

Проблема формирования личности ребенка в условиях закрытого учреждения остаётся очень острой. Детство — это период, когда закладываются качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.

Государство является гарантом обеспечения детей-сирот необходимыми условиями для физического и духовного развития, создавая интернатные учреждения. По данным Министерства образования РФ, из 120 тысяч ежегодно выявляемых в России детей, оставшихся без попечения родителей, 70% передаются на воспитание в семьи, 30% - в детские интернатные учреждения. Однако общество, изолируя ребёнка в учреждении, отделяет и отдаляет его от себя, поэтому воспитание в условиях детского дома является крайней формой жизнеустройства ребёнка.

Большинство таких детей, лишённых родительской ласки и внимания, имеет в анамнезе психотравму (потеря родителей, физическое и психологическое насилие, постоянная смена образовательных учреждений). Детские дома не создают необходимых условий для компенсации пережитых травм, потому что не дают травмированному ребёнку модели надёжного и стабильного мира. Информация, не подкреплённая личным опытом, не позволяет воспитаннику детского дома сформировать адекватные представления о жизни общества и правилах функционирования в нём, что в дальнейшем становится источником разного рода жизненных проблем, которые могут продолжаться в течение всей жизни человека, прошедшего через этот опыт.

Развитие ребёнка происходит посредством усвоения опыта в процессе взаимоотношений «взрослый-ребенок». Взрослый выступает для ребёнка в качестве носителя этого опыта и важнейшего источника развития. Семья формирует у ребёнка представление о социальных связях, приобщает его к основным общественным ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Сиротство же разрушает эмоциональные связи ребёнка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся в исключительно экстремальных условиях бытия, которые не обеспечивают возможности удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищённости. Все дети, живущие в учреждениях интернатного типа, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые психологические условия, создающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию. Это в числе прочих причин - деформированная компенсация недостающей любви, недостаточных положительных эмоций, нормального человеческого общения. Как сформулировал известный писатель и общественный деятель Александр Гезалов, автор книги «Солёное детство», прошедший эту страшную школу, детский дом - модель будущей армейской или тюремной жизни, где старшие и сильные отрабатывают на младших и беззащитных технологию подавления личности.

«Как бы ни хотел даже гениальный человек, какие бы фантазии у него ни возникали, представить детдомовскую жизнь он не может. Невозможно её просто понять. Можно заглянуть в щёлку, приоткрыть занавеску, но там - пуленепробиваемое стекло, за которым идет совсем другая жизнь. Для этого я и прожил сиротскую жизнь, чтобы своей болью созидать что-то светлое и радостное. Но…если бы сразу после выхода из детского дома у меня в руке оказался пистолет, я бы поубивал всех», — признаётся Гезалов, верующий человек, сделавший целью своей жизни социальное служение.

Ребёнок без родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Детдомовские дети не знают, как мужчина должен относиться к женщине, как надо воспитывать детей. Они не знают, что такое нормальная любящая семья, потому что у них не было положительного жизненного опыта. Такие дети, повзрослев, как правило, затрудняются создать свою семью. Только в семье ребенок может выработать новые позитивные установки по отношению к окружающему миру. Это говорит о важности семейной реабилитации для ребёнка-сироты.

Дети, воспитывающиеся в детских домах, лишены общения с детьми из обычных семей, так как они чаще всего ходят в школу, где учатся такие же дети, как они, или это специализированные школы. Парадокс состоит в том, что многие мероприятия по интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в культурную и спортивную жизнь (конкурсы, фестивали, спортивные соревнования) устраиваются только для этой категории детей. Многие благотворительные акции проводятся так, что не включают ребенка в общество, более того, подчёркивают особое его положение, увеличивая дистанцию между детьми-сиротами и обществом.

Ситуация выглядит как самовоспроизводящаяся социальная катастрофа: женщины, не имеющие положительного опыта жизни в семье, впоследствии часто сами оставляют своих новорожденных детей на попечение государственных структур, пополняя ими ряды детей-отказников. До сих пор остаётся малоизученной природа этой аномальной формы материнского поведения. Ведь известно, что мама и малыш - это до определённого момента одно целое, у них единое психоэмоциональное поле. Многие из матерей, бросающих своих детей, как бы повторяют наработанный стереотип поведения, так как они на себе испытали последствия заброшенности при живых родителях. Во многих случаях причиной отказа является отсутствие возможности, в том числе и экономической, полноценного воспитания и развития ребёнка. Даже в случаях отказа от детей по причине аномалий развития, скрытой основой является социальное неблагополучие, поскольку на содержание ребёнка и его лечение нет средств. Нередко отказываются от ребёнка и несовершеннолетние матери из страха перед гонениями за нежелательную беременность.

Работа в детском доме или школе-интернате, не говоря уже о коррекционных учреждениях, - нелёгкая, требующая большой отдачи, эмоционального напряжения. Исследования по выявлению особенностей профессиональной деформации воспитателей детских домов, людей, непосредственно в течение суток общающихся с детьми, проведённые в России, показали, что признаки эмоционального выгорания наступают уже после первых трёх лет работы. При этом ни одно высшее учебное заведение не готовит специалистов для работы с детьми-сиротами. Участившиеся случаи издевательств учителей над школьниками, воспитателей над малышами закладывают в детские головы модели поведения, которым они и следуют в дальнейшей жизни.

Десять Заповедей определяют моральное поведение человека, закладывают те фундаментальные принципы, без которых невозможно существование человеческого общества. Одна из них гласит: «Не убивай». Но кроме телесного убийства, есть ещё более страшное убийство - духовное. Отсутствие духовного образования привело современное общество к духовной деградации. Сотни тысяч уничтоженных человеческих душ, искалеченных судеб - это не потери, понесённые армией в ходе боевых действий, это жертвы мирного времени, жертвы общества зрелища и отчуждения, убивающего медленно и незаметно. Слово, именующее самый жестокий вид убийства - равнодушие.

В 1998 году в России началось становление института Уполномоченного по правам ребенка, который занимает определённое место в системе государственных органов, призванных защищать и восстанавливать нарушенные права и интересы ребёнка. «Если бы все деньги, выделяемые на сирот в России, разделить на всех воспитанников детдомов, каждый из них мог бы стать миллионером и жить безбедно всю жизнь. При этом последние проверки показывают вопиющие нарушения: в учреждениях такого типа работают «мёртвые души», которым исправно начисляется зарплата. В интернате числятся 100 сотрудников, а «живых» — 20-30. В Забайкальском крае проверка выявила, что деньги расходовались и воровались, просто были хищения, та же история была и в ижевском интернате. И это во многих учреждениях», — заявил недавно уполномоченный при Президенте России по правам ребёнка Павел Астахов.

Страшно, когда в результате террора страдают дети, но ещё страшнее, когда террор направлен против детей. Арабо-израильский конфликт давно уже является полигоном для отработки методик террористической войны, в том числе по использованию детей-смертников. The Iraq Aid Association (IAA), помогающая в Багдаде детям, пережившим стрессовые ситуации, связанные с войной, столкнулась с сетью боевиков, готовящих малолеток к смерти во имя Аллаха. Организация выяснила, что уже как минимум 15 детей стали шахидами, но в отличие от палестинских детей-шахидов, большинство иракских — сироты. Это значит, что смерть их обходится дешевле — не надо платить родне. Малолетнего «бойца» готовят месяца три. Как рассказал один из невзорвавшихся детей, инструкторы говорили им, что после смерти они встретят в раю своих близких...

Террористические акты в Бесланской школе №1 и в Тель-авивской дискотеке «Дельфинариум», унесшие жизни сотен детей, потрясли мир. Террористические акты алчности и жестокости, убивающие духовно и физически сотни тысяч детей-сирот, лишь превращают своих жертв в сухие цифры статистики. Когда ребёнок погибает, потому что бессильна медицина, - это трагедия, которую необходимо с неизбежностью принять. Когда ребёнок погибает от «дедовщины» сверстников, от садизма воспитателей, или потому что деньги на его полноценное питание и лечение были разворованы - это моральная катастрофа для общества, которое способно с такой действительностью примириться.

«Дети умирают, умирают от холода, алкоголя, наркотиков. Умирают по одной единственной причине, искусно замаскированной цивилизованными взрослыми под объективные экономические факторы. Дети умирают от недостатка любви», — считает Рубен Гальего, русский писатель и журналист, букеровский лауреат за автобиографическую книгу «Белое на чёрном». Главный герой — сам автор, парализованный с рождения, прошедший через все круги детдомовского ада для инвалидов, где прожить ещё один день означало выиграть схватку со смертью. - «Я - герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног — ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей - надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, — всё. Ты обречён быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода».

Стереотипов, связанных с темой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, множество. Необходимо отметить, что не все дети-сироты становятся ущербными и маргинальными личностями. Успешными выпускниками сиротских учреждений были Александр Гезалов, Станислав Садальский, Виктор Астафьев, Александр Матросов, Лидия Русланова, Валентин Дикуль, Антон Борисов, Рубен Гальего, и многие другие. Пророк Мухаммад, основатель ислама, тоже был сиротой. Коран не только запретил посягать на имущество сироты, но и сделал запретным пренебрежительное отношение и унижение сироты. «Всевышний сказал: И сироту не притесняй». Сиротство пророка, безусловно, повлияло на становление его личности и оказало огромное духовное воздействие на всех сирот, живущих десятки и сотни лет после него.

Исключительно важны инициативы различных общественных организаций, направленные на профилактику и снижение уровня социального сиротства. Например, российский благотворительный фонд «Отчий дом» совместно с международным фондом «Духовная дипломатия» из США в 2009 году приступил к реализации проекта «Семья». В рамках проекта был организован Центр реабилитации, адаптации и восстановления «Мать и дитя» для женщин, находящихся в наркотической, алкогольной или другой зависимости, или в трудной жизненной ситуации. Необычная специфика работы Центра в том, что женщины принимаются вместе со своими детьми, а также принимаются женщины, которые ожидают рождения своего ребёнка. Программа Центра построена так, чтобы не только помочь освободиться от пагубного пристрастия, но и восстановить утраченные отношения с ребёнком.

Единственная в Израиле русскоязычная общественная организация «Семья каждому ребёнку», созданная в 2009 году, основана Ириной Сахута — матерью троих своих детей и двух приёмных. Организация ставит целью активное семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оптимизацию социальной инфраструктуры, обеспечивающей работу с семьёй, помощь в вопросах опекунства и возможного последующего усыновления, предупреждение семейного неблагополучия и детской безнадзорности на самых ранних этапах.

«Детдомов в обычном понимании слова в Израиле, как и в большинстве развитых стран, нет. Процедура усыновления в Израиле — дело хлопотное и дорогостоящее. Родители, желающие усыновить малыша, записываются в длинную очередь и годами ждут, что в их семье наконец-то будет долгожданное пополнение. Пополнение в большинстве случаев приходит из-за границы и за большие деньги. За последние десять лет израильтяне усыновили более 1 500 детей из стран СНГ, в основном из Украины и России. «Русские» редко усыновляют детей - у них не так много денег, а процедура усыновления стоит в среднем 20-35 тысяч долларов. «Русские» просто не в состоянии платить такие деньги. При этом более 15 000 израильских детей, из которых 3 500 — русскоязычные, отлучены от своих родителей и им срочно нужны родители-опекуны! Вы слышали об этом? Скорее всего, нет, потому что об этом не кричат на каждом углу, как кричат о повышении цен или смене правительства», - говорит Ирина. - «Хотя государство и поддерживает работу ряда организаций, давно занимающихся проблемой детей-сирот, общество в целом держится от неё в стороне. Причина этого отношения — в отсутствии или нехватке, а порой в сокрытии информации, которая была бы доступна широкой общественности, особенно русскоязычной.

Несмотря на деятельность множества общественных организаций, положение израильских детей, живущих вне семейного окружения, не только не улучшается, но и продолжает ухудшаться. Поэтому мы уверены, что назрела острая необходимость в изменении подходов к этой проблеме. Одной из задач нашей организации является заполнение информационного вакуума. Мы активно и серьёзно сотрудничаем со всеми СМИ. Подтверждение тому — ряд публикаций в израильских газетах, журналах, на сайтах в Интернете, репортажи на радио (ВВС, Рэка, 1-е Радио, «Эхо Москвы», «Свобода», «Голос Америки», Французское Русское радио) и телевидению - 9-й канал, «RTVi», «РТР», «НТВ», «Родной». В результате уже более 100 семей выразили желание стать опекунами для детей-сирот, и число их растёт».

Очевидна на сегодняшний день тенденция перехода от воспитания детей-сирот в детских учреждениях к детским домам семейного типа или к усыновлению таких детей. Данная тенденция наблюдается во многих странах, но, пожалуй, наиболее показательна она в Германии. В этой стране воспитание детей, оставшихся без родителей, на протяжении долгого времени было в центре внимания психологов и педагогов. Специалисты Германии практически единодушны в том, что никакая, даже самая прогрессивная организация общественного воспитания не сравнится с воспитанием в приёмной семье. А если это невозможно, то задача состоит в том, чтобы создать такие небольшие детские дома, жизнь в которых напоминала бы жизнь в семье.
 
Разнообразные формы передачи детей в семьи граждан (опекунские, приёмные, патронатные) основаны на психологии не формального отношения друг к другу в семье. В США, например, около 80% сирот и социальных сирот живут в патронатных семьях. Жизнь в семье даёт возможность адекватной социализации, наблюдение за образцами детско-родительских, супружеских отношений, чувство «тыла» в самостоятельной жизни. Существуют и другие формы, многие из которых являются либо негосударственными учреждениями, либо инновационными формами устройства в семью - детские деревни «SOS», работающие по системе Германа Гмайнера, пансионаты семейного воспитания, детские дома при монастырях и других религиозных организациях.

Человек - это социальная единица и уникальная личность. Что закладывается в человеческую душу в процессе воспитания и образования, то и передаётся от него другим людям. Как говорится, «что посеешь, то и пожнёшь». К сожалению, не в наших силах изменить прошлое ребёнка, но в наших силах создать ему хорошее настоящее и будущее. Надежда не в лозунгах и призывах, не в показных мероприятиях, а в конкретных делах. Необходимо не клеймить, не взывать, не выжимать слезу, а вовремя вмешиваться и влиять на ситуацию. Работа на опережение и предотвращение появления новых сирот и детей улиц должна включать борьбу с домашним насилием как одной из причин, толкающих детей на побег из дома, работу с кризисными семьями, а также с семьями выпускников сиротских учреждений. Ведь, как известно, дети транслируют опыт родителей.

Главные пути преодоления ставшего масштабным трагического явления социального сиротства: возрождение духовной культуры общества; приведение национальных законов в соответствие с международными стандартами и обеспечение защиты ребёнку, попадающему под юрисдикцию других стран, например, при международном усыновлении; экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства; возрождение, развитие и пропаганда воспитательных традиций, основанных на любви и уважении к ребёнку; государственные гарантии и дополнительные льготы реализации прав детей, оставшихся без попечения родителей; реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений; формирование у детей-сирот чувства базового доверия к окружающему миру.

Сироты — это не просто дети, это дети, которые за свою короткую жизнь узнали много горя и бед, перенесли много страданий, пережили предательство, потерю семьи, но они не разочаровались, они живут надеждой. Важно, решаясь на усыновление или патронат, всегда помнить: вы берёте ребёнка в свою семью не для того, чтобы решить свои проблемы, а для того, чтобы избавить его от проблем. Горька правда человеческого одиночества, начавшегося в детстве, и много надо произвести душевных трат, чтобы вылечить душевную боль, чтобы внушить надежду. Душу способна излечить любовь. Любви нужно специально учиться. Ребёнок-сирота горячо желает учиться любить, но лишь у тех, кто и сам умеет искренне и преданно любить.

Подарите этим детям свою любовь!

Милана Горенштейн






* Все новости любых еврейских общественных организаций публикуются открыто и безвозмездно