Открытый информационный портал еврейской общины России и русскоязычной Диаспоры *. При творческом участии Агудас Хасидей Хабад Еврейской Религиозной Общины Любавических Хасидов
На главнуюrssДобавить в избранноеJewish Info

Новости
Комментарии
Аналитика
Общины
Персоналии
Библиотека
Форум
Полезные материалы



Союн Садыков: «За державу обидно!»

версия для печати
Союн Садыков: «За державу обидно!»
Тема: Диалог цивилизаций

Недавно в одном из оппозиционных изданий была опубликована статья известного российско-азербайджанского деятеля культуры, создателя мирового киношедевра «Белое солнце пустыни» Рустама Ибрагимбекова. Публикация называется «По ком звонит колокол». Она вызвала бурную реакцию у читательской аудитории, всколыхнула волну дискуссий и обсуждений в блогосфере и социальных сетях. Сегодня свою точку зрения в связи с этим событием высказывает президент ФНКА АЗЕРРОС, член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Союн Садыков.

- Союн Касумович, Вы в курсе того, что статья Ибрагимбекова обратила на себя гневное внимание государственных деятелей республики Азербайджан Али Ахмедова и Али Гасанова. Я не говорю уже о реакции всевозможных недоброжелателей Азербайджана. Смолчите ли Вы в ответ на реплики этих деятелей, тем самым негласно поддержав их, или выступите с объективной и справедливой оценкой ситуации?
- Конечно же, я не могу и не хочу оставаться в стороне от этой полемики. Прежде всего, потому, что лично знаю и уважаю Рустама Ибрагимовича, дружу с ним. Он находился у самих истоков создания Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России и до сих пор является членом Федерального Совета ФНКА АзерРос. Я очень благодарен ему за поддержку нашей организации. Он поистине человек вселенского масштаба, я ценю его за многогранный талант, принципиальность и честность, которую в очередной раз мы увидели в его смелой статье. Не всякий способен вот так открыто сказать о том, о чем многие судачат на кухне и говорят втихомолку только в своем кругу.
 Рустам Ибрагимбеков опубликовал статью, дав ей название популярной книги известного во всем мире писателя Эрнеста Хемингуэя. Но гражданский пафос, заложенный в произведении американского писателя, не вполне соответствует по своему накалу и положению дел в общественно-политической жизни Азербайджана. Выражение, вынесенное в название книги Хемингуэя, стало «крылатым» и теперь используется в разных случаях и в разном контексте. Поэтому вполне возможно, что название статьи отражает не тот тревожный набат, который был заложен изначально, а сладкоголосый «малиновый» или заунывный «погребальный» звон. Не мне «ставить диагноз», но, тем не менее, трактовка названия может быть многозначной, как и само содержание статьи. И мне, конечно же, хотелось бы высказаться по всему спектру поднимаемых Рустамом Ибрагимбековым вопросов.

- И что же Вы думаете о словесных «маневрах» Рустама Ибрагимбекова, Али Ахмедова, зампредседателя партии «Ени Азербайджан» и депутата Милли Меджлиса, а также Али Гасанова, заведующего Отделом по общественно-политическим вопросам Администрации Президента Азербайджана?
- Лично я смущен и удручен тональностью отповеди Али Ахмедова и Али Гасанова статье Рустама Ибрагимбекова, в которой, если Вы ее читали внимательно, смешиваются вопросы политики, культуры, и бизнеса.
 Рустам Ибрагимович в своей статье дает жесткую оценку общественно-политической ситуации в республике, прямо говорит о масштабах чудовищных финансовых злоупотреблений. Тотальная коррупция и нарушение элементарных прав граждан Азербайджана становятся нормой. Ситуация в республике такова, считает кинорежиссер, что действительно не может не вызывать чувство стыда и горечи у нормального человека. И он пишет об этом с болью в сердце и душе. Все мы понимаем, что это крик души человека, которому не безразлично, что происходит на его родине, и что он фактически бросил вызов существующей системе.
 Теперь давайте посмотрим, как отреагировала чиновничья элита на эту статью. Она настолько уверена в себе, в своей безнаказанности и непогрешимости, что допускает в адрес уважаемого во всем мире деятеля культуры, человека, который прославил Азербайджан, неконтролируемый поток обвинений. Ничего в ответ они ему противопоставить не могут, кроме как мелочного желания уязвить, унизить и оскорбить его, дать понять, что Ибрагимбеков не имеет никаких заслуг, а значит, не имеет и морального права критиковать власть предержащих. И все это они говорят от имени народа, мнением которого никогда не дорожили и к которому никогда не прислушивались. А для нашего народа, и это подтвердит большинство людей, Рустам Ибрагимбеков – это его совесть и голос, не побоюсь даже такого сравнения: это азербайджанский Шекспир. И если чиновники так реагируют и позволяют себе такие выпады против такого выдающегося человека, это действительно говорит о том, что не все так хорошо в «датском королевстве». Грош цена гражданам Азербайджана и азербайджанцам мира, если они позволяют невоспитанным и неграмотным чиновникам подобные выходки, и мы, если уважаем себя, свою культуру и страну, должны ставить на место этих зарвавшихся людей.
 В конце концов, мы, слава богу, живем в 21 веке, и каждый из нас имеет право говорить и высказывать свое мнение по волнующим его проблемам, и если кто-то не согласен с ним, полемизируйте, давайте свою точку зрения и свои контраргументы. Ничего такого, что мы называем цивилизованным диалогом, не практикуется у чиновников, ополчившихся на гордость нашей нации Рустама Ибрагимбекова.
 Хочу освежить память наших чиновников и напомнить о том, что когда в России по инициативе Гейдара Алиева создавался Всероссийский Азербайджанский Конгресс, понадобились авторитет и поддержка Рустама Ибрагимбекова. Тогда же он обратился и ко мне, чтобы я тоже поддержал идею создания этой организации, и я поддержал его, так как ко мне обратился такой уважаемый мною человек. И я привел всего лишь небольшой пример влияния, которое имел и имеет Ибрагимбеков на своих соотечественников как в России, так и в других странах мира.
 И вообще хочу заявить о том, что все написанное в статье Рустама Ибрагимовича – это действительно самые болевые точки республики, проблемы, требующие немедленного решения, вопреки намерениям тех, кому выгодна такая ситуация в стране, превратившейся в «раковую опухоль». Тут требуется серьезное «хирургическое» вмешательство, только оно еще способно что-то исправить.
 Своей статьей «По ком звонит колокол» автор показал, что он хочет видеть Азербайджан правовым и цивилизованным государством, страной без нищих, без коррупции, страной с сильной армией и межнациональным согласием. Он хочет, чтобы ей руководили грамотные и дальновидные люди, имеющие стратегическое мышление, а не думающие только о своем благосостоянии. Он жаждет, чтобы в стране было как можно больше здравых людей, понимающих, что больное общество нуждается в лечении и полном выздоровлении, но и стремящихся к тому, чтобы меняться в лучшую сторону.

- В своем заявлении Али Гасанов говорит о неудавшемся бизнес - проекте и упоминает неких бизнесменов, якобы пострадавших от Ибрагимбекова. Что вы скажете по этому поводу?
- Али Гасанов в своем заявлении утверждает, что Рустам Ибрагимович «не может вернуть московским бизнесменам деньги, которые он получил от них обманным путем. А также не может реализовать идею о ресторанах вблизи Аллеи Шахидов, которые должны принести «фантастический» доход. Если действительно кто-то из бизнесменов и давал деньги Ибрагимбекову под бизнес-проект, а потом к тому же и стал жаловаться азербайджанским властям на него, таких людей надо уже за это сделать банкротами, и я готов посодействовать этому. Рустам Ибрагимович вполне самодостаточный человек, чтобы нуждаться в чьих-то деньгах. Но даже если кто-то из бизнесменов выделил ему деньги для реализации бизнес-проекта, он должен гордиться тем, что ему была оказана такая честь, как партнерство с этим незаурядным человеком. И связывать имя Рустама Ибрагимбекова с тем, что он якобы хотел построить рестораны вблизи Аллеи Шахидов, прежде всего, непорядочно, и совершенно ясно, что все это имеет целью дискредитировать имя уважаемого человека. Цинизм и неуважение к выдающимся личностям, видимо, сидит в генах у некоторых чиновников. Ибрагимбеков никогда не позволит себе и не допустит того, чтобы его имя было связано с каким-нибудь развлекательным заведением вблизи такого священного для всех азербайджанцев места, как Аллея Шахидов.
 Ответственно заявляю, что уважаемый кинорежиссер никогда не занимался ресторанным бизнесом, и, к сведению чиновников, любой его фильм в сотни раз дороже и ценнее самого роскошного ресторана в мире.
 В качестве отступления, что касается вообще ведения более или менее крупного бизнеса, то действительно, не будем лукавить, чиновники чаще всего решают вопрос: кому быть в бизнесе, а кому нет. Как правило, такое противостояние завершается полной победой тех, за чьими спинами стоят те самые чиновники.
 И когда чиновник называет уважаемого художника несчастным человеком, «который суетится между киноискусством, которым он занимался в прошлом, и бизнесом», он глубоко заблуждается, потому что Рустам Ибрагимович, прежде всего, истинно творческая личность и всегда был далек от бизнеса, тем более ресторанного. В данном случае не Ибрагимбеков несчастный, а тот, кто не понимает его, Рустама Ибрагимовича, значимости, не может грамотно и адекватно ответить на прозвучавшие конкретные обвинения в адрес власти, обосновать свои претензии без всяких грязных намеков.
 В отличие от большинства чиновников, которые почему-то путают государственные интересы со своими и успешно обогащаются за счет государства, зарабатывают миллионы и покупают за «космические» цены яхты, самолеты, недвижимость, острова и т.д. Было бы неплохо, если именно такое рвение чиновник проявлял в общественно-политическом направлении, воспитывая у молодежи патриотизм и любовь к своей стране, чтобы национальный дух у народа был на высоком уровне, чтобы люди не оставались равнодушными к тому, что происходит в Нагорном Карабахе и оккупированных землях республики. Я вспоминаю выступление Рустама Ибрагимбекова в США по поводу нагорно-карабахского конфликта. Это выступление наделало немало шума в американском обществе и СМИ, там наконец-то услышали позицию азербайджанской стороны. И это была позиция не чиновников, а деятеля культуры, истинного интеллигента Азербайджана Рустама Ибрагимбекова.
 От имени ФНКА АзерРос и азербайджанской общины России я выражаю свое возмущение заявлениями азербайджанских чиновников в адрес Рустама Ибрагимбекова и их желанием морально раздавить и уничтожить нашего талантливейшего соотечественника. И мы не можем допустить и не имеем право допускать этого.
 Для людей, родившихся в СССР и в постперестроечное время, Рустам Ибрагимбеков был, есть и остается ярчайшим представителем как азербайджанской, так и мировой культуры.
 Я не покривлю душой, если скажу, что до тех пор, пока человечество будет летать в космос, космонавты, астронавты и тейкунавты перед стартом будут традиционно смотреть «Белое солнце пустыни». И благодаря этому миллионы людей на всей планете будут знать о существовании Азербайджана, поскольку автором сценария этого уникального фильма является азербайджанец по происхождению – Рустам Ибрагимбеков. И даже вполне может быть, что, если произойдет контакт с иноземными цивилизациями, первый фильм Земли, который посмотрят инопланетяне, будет фильм о красноармейце Сухове, таможеннике Верещагине, басмаче Абудулло и его гареме.
 очет это признавать Али Гасанов или нет, но пока живо наше поколение, Баку в сознании иностранцев будет ассоциироваться с именами Узеира Гаджибекова, Рихарда Зорге, Льва Ландау, Рашида Бейбутова, Муслима Магомаева, Мстислава Ростроповича, Полада Бюль-Бюль Оглы, Чингиза Гусейнова, Чингиза Абдуллаева, Абдула Гусейнова и… Рустама Ибрагимбекова! С ними, но никак не с именами каких-либо чиновников… Пора понять, что политики приходят и уходят, а деятели культуры, создавшие шедевры, останутся в веках. Судьбы Туси, Низами, Хагани, Насими, Сабира и многих других только доказывают это.
 И вообще, в своем заявлении, распространенном агентством АПА, Али Гасанов уподобил себя вдове из гоголевского «Ревизора», которая сама себя высекла. Заведующий Отделом по общественно-политическим вопросам Администрации Президента Азербайджана принародно расписался в крайне низком уровне собственной культуры, говоря, что Ибрагимбеков снял один-два фильма. Ему следовало бы знать, что кинематография Рустама Ибрагимовича насчитывает более 40 художественных и телевизионных фильмов, его пьесы ставятся в более чем 100 театрах мира, его книги расходятся многотысячными тиражами, по его сценариям сняты такие популярнейшие фильмы, как «Белое солнце пустыни», «Допрос», «Храни меня, мой талисман», «Урга. Территория любви», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник» и другие. Кроме того, Ибрагимбеков – заслуженный деятель искусств Азербайджана и России, народный писатель Азербайджана, лауреат Государственных премии АзССР и СССР, а также четырежды лауреат Государственных премий России. Он возглавляет разные престижные международные организации разных стран мира, является членом Американской киноакадемии «Оскар». И это еще не полный перечень заслуг и регалий Ибрагимбекова.
 И если из всего многообразия творчества Ибрагимбекова Али Гасанов может назвать всего лишь 1-2 фильма, то это, извините, проблема его культурного развития, а заодно и проблема всего Азербайджана. Поскольку человек с ограниченным объемом знаний и в силу этого с отнюдь не широким кругозором определяет политику Азербайджана. У таких людей пульс обычно бьется очень медленно. А если его пульс «бьется в унисон с политической жизнью Азербайджана», то неудивительно, что любая встряска, побуждающая к активности, вызывает одышку и у Али Гасанова, и у всей страны.

- И все-таки, Союн Касумович, по ком звонит колокол?
- Каждый день я получаю от друзей, знакомых, коллег, соотечественников из разных регионов России, Азербайджана, Турции, Ирана, других стран Азии, Европы и Америки, просто почитателей таланта Ибрагимбекова обращения, заявления, вопросы в связи с реакцией официального Баку на статью «По ком звонит колокол». И все солидарны со мной в том, что непозволительно в таком тоне и духе обращаться к талантливому человеку, деятелю культуры и искусства, это не свойственно нашей культуре и менталитету. Чиновникам, позволившим себе такое хамство, не место в цивилизованном обществе. Каждый народ старается возвеличить своих поэтов, писателей, героев и кумиров в глазах других народов, гордиться ими, равняться на них. А тут на наших глазах люди, которые не идут ни в какое сравнение с Ибрагимбековым, оскорбляют его, определяют, что такое хорошо, а что – плохо. Фактически своими действиями они наносят урон имиджу страны, ее культуре, сеют семена недовольства по отношению к власти. В обществе возникает недопонимание, что же такое происходит в стране, где вот так запросто можно «пнуть» деятеля культуры, заслуги которого несравненно выше их вместе взятых.
 На мой взгляд, после всего, что произошло, президенту Ильхаму Алиеву надо бы пересмотреть свои взгляды на кадровую политику в высших эшелонах власти Азербайджана и воздать по заслугам своим сподвижникам за создание на пустом месте столь пикантной ситуации.
 Неважно, кто выйдет победителем в этом противостоянии. Самое обидное, что в итоге от всей этой истории репутационные убытки понесет Азербайджан.

Беседовала Екатерина МЕЛЬНИКОВА

Справка AzeRos: Рустам Ибрагимбеков родился в 1939 году в Баку.
В 1963 году окончил Азербайджанский Институт нефти и газа, продолжил учебу в аспирантуре Института кибернетики Академии наук СССР. Окончил высшие курсы сценаристов.

Написал 15 пьес, поставленных более чем в 100 театрах разных стран мира. Пьесы “Женщина за закрытой дверью”, “Похороны в Калифорнии”, “Дом на песке”, “Похожий на льва” с огромным успехом шли в Праге, Берлине, Софии, Будапеште, Нью-Йорке (“Circle Repetory Theatre”, 1987), Баку и Москве. Ибрагимбеков – автор 10 книг и сборников - “Ультиматум” (1983), “Проснувшись с улыбкой” (1985), “Дача” (1988), “Избранные повести” (1989), “Солнечное сплетение” (1996) и др., - которые разошлись тиражом свыше 500 тысяч экземпляров.
Из-под пера Рустама Ибрагимбекова вышли сценарии более 40 художественных и телевизионных фильмов, среди которых: “В этом южном городе” (1970), “Белое солнце пустыни” (совместно с В. Ежовым, 1971), “И тогда я сказал – нет…” (1974), “Допрос” (1979), “Храни меня, мой талисман” (1986), “Другая жизнь” (1987), “Храм воздуха” (1989), “Такси-блюз” (продюсер, 1989), “Урга. Территория любви” (продюсер, 1992), “Разрушенные мосты” (Азербайджан-США, автор сценария, продюсер, 1993), “Утомленные солнцем” (автор сценария, совместно с Н. Михалковым, 1994), “Сибирский цирюльник” (автор сценария, совместно с Н. Михалковым), “Восток-Запад” (автор сценария, совместно с С. Бодровым, 1999) и др.

Заслуженный деятель искусств Азербайджана и России. Народный писатель Азербайджана, лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР (1980), лауреат Государственной премии СССР (1981), лауреат Государственных премий России (1993, 1998, 1999, 2000), лауреат премии Ленинского комсомола (1979). Является председателем Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, секретарем Союза кинематографистов Российской Федерации, председателем Союза кинематографистов Азербайджана, членом Европейской киноакадемии “Феликс”, членом Американской киноакадемии “Оскар”.

Живет и работает в Баку и Москве.

* * *

Благодарим за предоставленный материал Информационно-аналитический портал AZERROS.RU






* Все новости любых еврейских общественных организаций публикуются открыто и безвозмездно