Открытый информационный портал еврейской общины России и русскоязычной Диаспоры *. При творческом участии Агудас Хасидей Хабад Еврейской Религиозной Общины Любавических Хасидов
На главнуюrssДобавить в избранноеJewish Info

Новости
Комментарии
Аналитика
Общины
Персоналии
Библиотека
Форум
Полезные материалы



Северный русский административный округ: новые задачи, новое территориальное деление страны

версия для печати
Северный русский административный округ: новые задачи, новое территориальное деление страны
Тема: Диалог цивилизаций

Автор: Союн Садыков, президент Центра моделирования стратегического развития:


Выборы президента успешно завершены, и теперь самое время выстроить приоритеты по исполнению тех многочисленных обещаний, которые неизменно даются в предвыборный период.


Административная реформа назрела


Если вспомнить президентскую выборную кампанию Владимира Путина, в ней серьезное место было отведено модернизации системы управления, в частности, проблемам передачи части полномочий регионам. Действительно, чрезмерная централизация не позволяет оперативно реагировать на запросы граждан и угрозы, порождаемые конкретными ситуациями. Но и слабо продуманная, не подкрепленная необходимыми материальными ресурсами передача полномочий на места тоже не даст существенных результатов. Поэтому, прежде чем принимать какие-либо решения, необходимо все очень внимательно продумать и, главное, просчитать, поскольку любые реформы на первом этапе часто оказываются болезненными для значительной части населения страны. Ну, а если говорить о передаче полномочий на региональный уровень, то есть о проведении решительной и масштабной административной реформы, в которой, на мой взгляд, серьезно нуждается Россия, следует отдавать себе отчет в том, что она не может не затронуть значительную часть населения страны. И вряд ли здесь будет достаточным ограничиться, как многие того требуют, перераспределением финансовых средств между федеральным центром и регионами. Потребуется глубинная реструктуризация и перегруппировка как федеральных, так и региональных институтов власти, их функций и методов работы.


Укрупнение - наилучшее решение

Чего прежде необходимо предпринять? На мой взгляд, во-первых, федеральные органы власти должны сконцентрироваться на решении стратегических вопросов, тогда как если не вся, то значительная часть исполнительских, тактических функций должна отойти на уровень региональный. Но такая перестройка невозможна без значительного укрупнения региональной власти. Скорее всего, такого рода реформа должна повлечь за собой укрупнение регионов и создание административных структур значительных территорий взамен региональных структур. Возможно, целесообразно объединение с целью создать не более семи-восьми таких территорий. Это позволит рассматривать инфраструктуру не как инфраструктуру отдельно взятого региона, а как важную составную часть общей связывающей страну системы. Возможно, следует подумать над тем, что существующие сегодня федеральные округа могли бы стать основой будущего территориального деления, хотя определенные коррективы все равно придется вносить.

Двух хозяев в доме быть не может

А начать я хочу с Северного Кавказа, с самого многонационального региона России, где находятся такие субъекты Российской Федерации, как Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия и Чечня.

Считаю, что наличие на Северном Кавказе двунациональных и многонациональных республик приводит к сложным этнополитическим проблемам, к трениям внутри этих республик из-за борьбы за власть, что в свою очередь порождает волну экстремизма, да и уровень коррупции повышает до недопустимых пределов. Поэтому считаю целесообразным разделение по национальному признаку таких субъектов, как Дагестан, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, и создание на их основе новых национально-государственных и административно-территориальных единиц федерального подчинения.

И сильный федеральный центр

Премьер-министр Владимир Путин в своей предвыборной статье «Демократия и качество государства» отметил, что в стране может продолжиться процесс укрупнения регионов, но при этом должен остаться сильный федеральный центр. Поэтому я хотел бы более подробно остановиться на процессе объединения или укрупнения российских регионов с указанием конкретных территорий.

Считаю целесообразным объединить в один самостоятельный и централизованный округ такие регионы на юге нашей страны, как Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области, назвав его Южным.

Затем таким же образом можно объединить в один регион такие области, как Тульская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская и Рязанская, создав Юго-Западный округ.

Пензенскую, Саратовскую, Ульяновскую, Самарскую и Оренбургскую области объединить в Юго-Восточный округ. Ярославскую, Владимирскую, Ивановскую, Костромскую, Кировскую и Нижегородскую области – в Средний округ. Смоленскую, Калужскую, Брянскую, Орловскую, Курскую, Белгородскую – в Западный округ. Санкт-Петербург и Ленинградскую область, а также Калининградскую, Псковскую, Тверскую области и Великий Новгород – в Северо-Западный округ. Мурманскую, Архангельскую, Вологодскую области – в Северный округ. Пермский край, Свердловскую, Челябинскую, Курганскую, Тюменскую области – в Восточный регион.

И таким же образом целесообразно поступить с теми регионами, которые я не отметил в данной статье.


Рабочая версия

Главный довод за укрупнение регионов – это повышение эффективности управления субъектами Федерации со стороны органов федеральной власти, сокращение бюрократического аппарата, объединение экономических потенциалов регионов, и, как следствие, их более динамичное развитие.

Целесообразность такого подхода основывается, прежде всего, на том, что территориальное деление на округа, которое имеет место в настоящий момент, учитывает такую весьма серьезную вещь, как военная безопасность, и уже это вполне могло бы стать существенным аргументом в его пользу. С другой стороны, существенным минусом такого деления может стать то, что за последнее время значение как, собственно, полномочных представителей президента в федеральных округах, так и их аппарата, перестало оказывать сколько-нибудь существенное значение на проводимую в стране политику. Причина: задачи, поставленные перед ними, были успешно выполнены, а новых ярких поручений со стороны президентской власти не последовало.

О деятельности региональных полномочных представителей сегодня мало информации, и у общественности складывается мнение, что их институт постепенно себя изживает. Хотя, скорее всего, это не совсем так. Возможно, достаточно будет поставить перед ними новые серьезные задачи и реорганизовывать институт полномочных представителей в федеральных округах под решение этих задач. Как мне кажется, целесообразно рассмотреть и такой вариант в качестве рабочей версии.


Соблюсти баланс

Особо хочу подчеркнуть, что вопрос об объединении регионов всякий раз должен решаться с учетом размера территории, географических границ, степени налаженности экономических и культурных связей, национальных особенностей и баланса интересов между центром и объединяемой территорией.

В качестве удачного примера может послужить Уральский регион, где развитая промышленная Свердловская область была объединена с Курганской областью, где имелись развитое сельское хозяйство и более благоприятные климатические условия, но промышленность была не развита. От такого объединения выиграли обе области. Хочу добавить, что такое слияние регионов будет способствовать не только экономическим, но и культурным и человеческим связям.


За названием дело не станет

Также следует подумать и о том, как наименовать эти новые административно-территориальные объединения. Я бы назвал их, например, Северный русский административный округ, Юго-Западный русский административный округ, Среднерусский административный округ и т.д. И это не дань моде. Это действительно важно, если мы всерьез намерены в будущем проводить реформы, если мы принимаем за основу то, что более 85% населения страны, согласно последней переписи, считает себя русскими, если мы действительно хотим возрождения России. В этом не следует усматривать элементов великодержавности. Это скорее ответственность русского народа как государствообразующего. Я отдаю отчет в том, что подобного рода инициативы должны выноситься на всенародное обсуждение и, предвидя критику оппонентов, еще раз хочу подчеркнуть, что это не столь более широкие возможности, сколь более высокая ответственность за развитие и единство страны. В этом случае любые, даже самые мелкие, ошибки в управлении, ущемляющие хоть в чем-то представителей других народов нашей страны, будут иметь гораздо более существенный резонанс, чем который имеет место сегодня.

Даст значительную экономию

С другой стороны, укрупнение территорий и перераспределение функций между центром и регионами могли бы существенным образом изменить ситуацию, прежде всего экономическую, в лучшую сторону. Это позволило бы значительно сократить административный чиновничий аппарат, прежде всего за счет многочисленных сотрудников министерств и ведомств, деятельность которых на сегодняшний день должным образом не согласованна, а поставленные перед ними задачи объективно не могут быть решены из центра. Сокращение должно коснуться губернаторского корпуса и всех структур законодательных и исполнительных органов власти, и вместо них создается единый и централизованный аппарат, к примеру, Единая Окружная дума. На всех уровнях должна быть выборность. Необходимо вообще избавляться от органов-дублеров. Приведу всего лишь один пример: имеется мэр города Курска и глава Курского района, а ведь это все немаленький штат сотрудников и немалые бюджетные деньги. Занятые рутинной работой представители министерств и ведомств упускают решение важных прогностических и координационных задач. Общение с представителями министерств свидетельствует о том, что одни и те же задачи часто решаются двумя, а то и тремя, ведомствами параллельно, отсутствует серьезный мониторинг и, главное, осведомленность по его результатам всех заинтересованных структур. Сокращение огромного, громоздкого и неповоротливого чиновничьего аппарата даст значительную экономию бюджетных денег, которые можно было бы направить, к примеру, на развитие агропромышленного комплекса в регионе, или на развитие инфраструктуры. Ситуация с чиновничьим аппаратом в регионах – довольно серьезная тема. Мало того, что он забюрократизирован и коррумпирован, но к тому же и не стремится к позитивным изменениям, а является одним из главных тормозов в развитии регионов.

Комплексный подход

Вынесение значительной части полномочий на территории позволит также более оперативно решать вопросы и активизировать контрольные функции со стороны общества. Также этому будет способствовать и тот факт, что большинство должностей на местах должны быть выборными. Что же касается руководителей территориальных органов, в состав которых будет входить по несколько областей и краев, то их, на мой взгляд, целесообразно назначать и подчинить напрямую президенту страны, что необходимо для повышения их работоспособности. Но это должны быть высококвалифицированные специалисты мирового уровня, поскольку каждый из них будет осуществлять руководство территорией размером в несколько Франций. И наконец, на мой взгляд, изменение структуры управления и перераспределение функций может и должно способствовать значительному снижению коррупции, без чего преобразования власти не дадут существенных результатов. Подводя итог вышесказанному, хотелось бы сделать ударение на то, что перед страной и перед вновь избранным руководством страны стоят очень важные задачи. И решить их можно, только реализуя комплексный подход к реформированию системы управления. Не сделав этого, мы вновь окажемся уже через несколько лет перед проблемой: власть делает большое количество реформаторских шагов, а полное ощущение, что страна топчется на месте, что, собственно, и происходило в значительной степени последние четыре года. Больше этого допускать нельзя. Государство может стать по-настоящему цивилизованным только в случае комплексного решения стоящих перед ним задач. И без нового территориально-административного деления не обойтись. А, создав действенную систему управления и руководства страной, можно будет продвигаться вперед по всем остальным фронтам значительно быстрее и, главное, – результативнее.

Решать будем всенародно

Считаю также немаловажным, что такое решение об укрупнении территорий должно решаться на референдуме жителями объединяемых регионов и по согласованию с местными властями. У части населения могут возникнуть необоснованные страхи и необоснованные надежды, поэтому, чтобы этого не произошло, до принятия решения о возможном объединении необходима большая информационно-разъяснительная работа. Люди должны знать, что это будет экономически выгодно для всех, так как улучшится состояние экономики регионов, их финансирование и развитие производства, между регионами возникнут взаимосвязь и взаимопомощь, появятся новые рабочие места, будет больше пространства для бизнеса, больше ресурсов и возможностей. Это позволит расти экономике регионов, приумножит бюджет, создаст рост интеграции в экономике, улучшит положение неблагополучных регионов, укрепит законность и порядок. Уменьшится чиновничий аппарат, меньше будет бюрократии, будет легче управлять общей территорией, будет единое руководство, и координация управления внутри регионов только улучшится, будет больше законности и порядка в целом по стране. И самое главное – это то, что улучшится жизнь людей, повысится уровень их социальной защиты.

Зная это, граждане нашей страны скорее отнесутся с пониманием к решению об укрупнении регионов, а также активно будут способствовать реализации всех намеченных перспектив, связанных с этим проектом государственного масштаба.

Благодарим ассоциацию АЗЕРОС за предосталвенный материал






* Все новости любых еврейских общественных организаций публикуются открыто и безвозмездно