Открытый информационный портал еврейской общины России и русскоязычной Диаспоры *. При творческом участии Агудас Хасидей Хабад Еврейской Религиозной Общины Любавических Хасидов
На главнуюrssДобавить в избранноеJewish Info

Новости
Комментарии
Аналитика
Общины
Персоналии
Библиотека
Форум
Полезные материалы



Валерий Гауптман: Израиль далеко? Израиль рядом!

версия для печати
Валерий Гауптман: Израиль далеко? Израиль рядом!
Тема: Общины России

 Израиль далеко? Израиль рядом! Этот человек в Архангельской области (впрочем, и не только) в особых представлениях не нуждается. В далеких 80-х он был одним из тех, кто в «закрытом» и секретном Северодвинске не побоялся создать, а затем и возглавить Общество еврейской культуры. Это была, пожалуй, одна из самых первых официально зарегистрированных национально-культурных организаций в нашем регионе, которая стала примером для представителей многих других этнических групп и впоследствии выступила инициатором объединения их в уникальную народную структуру — Совет национальностей Архангельской области.
 Так сложилось, что в силу личных обстоятельств Валерий Анатольевич Гауптман последний год прожил в израильском городе Ашдоде. Тем не менее, благодаря современным средствам коммуникации ни он, ни его друзья не чувствовали расстояний, и все это время поддерживали отношения и обменивались информацией. Однако, как оказалось, «живое» общение заменить письменно-телефонным все равно невозможно. Да и вопросов для беседы накопилось за это время достаточно много...


— Как Вас встретил город, в котором Вы не были без малого год? Что изменилось, если смотреть на столицу Поморья «свежим взглядом»?
— В первую очередь, бросается в глаза то, что за минувший год в Архангельске построено много новых жилых домов и общественных зданий. Мне повезло, что я приехал летом - после зимы улицы и дворы уже приведены в порядок, убран мусор. И это замечательно, ведь наш старинный поморский город действительно достоин самой лучшей участи.
  Что касается личных отношений, то меня встретили очень хорошо. За годы работы в Архангельске у меня появилось много настоящих и верных друзей, и сейчас я просто даже не успеваю встречаться со всеми, с кем бы хотелось...

— Для Вас не является секретом вопрос, который активно обсуждается в деловой и политической среде Архангельска о том, кто должен руководить городом — избранный мэр или назначенный сити-менеджер. Как Вы думаете, какой вариант предпочтительнее был бы для нашего города?
— Наверное, мне не совсем корректно навязывать свое мнение по данному вопросу, тем более, что у представителей разных точек зрения есть немало убедительных аргументов в пользу и того, и другого варианта. Мне кажется, что самым логичным вариантом было бы проведение городского референдума, ведь этот вопрос касается интересов каждого архангелогородца.
  Что касается конкретных примеров того, как строится оптимальная структура управления городом, то опыт Ашдода в данном случае может быть весьма полезен. Город образован всего 52 года тому назад, при этом 35 (тридцать пять!) из них городом руководил один человек, которого неоднократно переизбирали жители. Благодаря его личным качествам (в первую очередь, порядочности и ответственности) Ашдод по праву является одним из лучших городов Израиля. Возможно, это всего лишь счастливое исключение из общего правила, и городу просто повезло с личностью мэра. Однако израильтяне достаточно требовательны к муниципальной власти, и столько раз переизбирать кого попало они бы просто не стали.
  Таким образом, в основе успеха города Ашдод лежат не только личные качества и заслуги мэра, но и его непосредственный контакт с избирателями, которые доверили этому человеку столь ответственную миссию.

— В 2006 году Вы стояли у истоков создания Совета национальностей. На Ваш взгляд, насколько удачным получился этот проект?
— Действительно, Совет Национальностей работает уже четвертый год. Наверное, лучшим показателем его статуса и авторитета является то, что раньше нам приходилось многократно и безуспешно просить руководителей города и области о встрече для обсуждения важных для жизни региона вопросов, а сегодня губернатор сам предлагает нам встретиться. Считаю, что это и есть настоящее признание того, что делает Совет для развития межнациональных отношений на Поморской земле...
  Помните, у Александра Яковлевича Розенбаума была в свое время замечательная песня «Корабль конвоя»? Песня написана от лица корабля, сопровождающего важный караван и выполняющего свою рутинную, в общем-то, работу. И когда конвой без потерь приходит в порт назначения, в душе этого корабля возникают сомнения, почему его встречают как героя, ведь он не принимал участия непосредственно в боевых действиях... Но командир корабля дает свою оценку событий: «Мы дошли, значит, этим ты всё доказал!»
  Эта аналогия вполне применима и к Совету Национальностей, ведь в том, что на территории области по-прежнему в сфере межнациональных отношений все хорошо, есть и его заслуга, пусть и не видимая на первый взгляд...

— Относительно недавно Архангельск посетил главный раввин России Берл Лазар. Первый раз духовный лидер евреев приехал так далеко на Север. Как Вы оцениваете результаты его визита?
— То, что г-н Лазар наконец то посетил Архангельск, безусловно хорошо. Я приглашал его сюда все предыдущие десять лет, когда возглавлял региональную еврейскую национально-культурную автономию. Как правило, Берл Лазар не ездит в те города, где нет своей синагоги. Очевидно, что это связано с необходимостью соблюдения строгих требований кашрута, ведь в наших условиях ему ни поесть, ни попить практически невозможно.
  Что касается официальной программы визита, то она оставила двоякое впечатление. С одной стороны, открытие молельной комнаты в колонии строгого режима больше походило на PR-акцию, необходимую, в первую очередь, руководству УФСИН...
  На самом деле, трудно предположить, что осужденные за тяжкие уголовные преступления являются истинными носителями и хранителями еврейских традиций и религии, образцом морали и нравственности - того, чему учит Тора. Вместе с этим, возникает немало вопросов и о том, почему именно Архангельск был выбран для того, чтобы сюда из разных колоний были этапированы заключенные еврейского происхождения...
  Другое дело — закладка камня в основание будущей синагоги. Лично я — за то, чтобы наша еврейская община получила собственную землю для строительства. В то же время я не вижу целесообразности в том, чтобы было построено только культовое учреждение. На мой взгляд, необходимо говорить о том, чтобы был построен полноформатный общинный центр. Скептики могут сказать, что такой центр в Архангельске уже есть. Да, это так, и члены общины очень благодарны предпринимателю Анатолию Обермейстеру за выделение прекрасного, светлого и просторного помещения.
  Однако в данном варианте есть и существенная проблема, ограничивающая доступ в центр пожилых граждан и граждан с физическими недостатками — это второй этаж при достаточно крутой лестнице. Тем не менее, общинный центр выполнял и выполняет огромное количество социальных задач и программ.
  Хотел бы подчеркнуть, что благотворительность - одна из основных заповедей иудаизма, и Архангельская община занимается ей очень серьезно, на научной основе. Люди, которые там работают, выполняют свои обязанности не только потому, что «сердце болит», но и в строгом соответствии с правилами и критериями социальной работы. И всем этим обязательно нужно продолжать заниматься и расширять виды деятельности.
  Убежден, что новое здание многофункционального общинного центра, в котором найдется место и для синагоги, решит все эти проблемы...
  Безусловно, процесс строительства будет многотрудным и не завершится за короткое время, поскольку до сих пор не совсем понятны источники финансирования.
  Впрочем, как известно, дорогу осилит идущий!

— Не так давно Ашдод, где Вы теперь живете, попал на первые полосы мировых газет и телевизионные экраны в связи с так называемой «флотилией мира»: в порт этого города были отбуксированы корабли, участвовавшие в данной провокационной, в общем-то, акции. На Ваш взгляд, насколько «новости» в телевизоре отличались от реального положения дел?
— Разница была действительно огромной, и мне повезло видеть практически изнутри весь механизм формирования информационной войны. Дело в том, что в Израиле количество доступных телеканалов намного больше, чем в России, и это позволяет сравнивать порой принципиально разные точки зрения на одно и то же событие. Особенно любопытно наблюдать разные «новости» в ситуации, когда сам находишься в центре событий...
  В частности, английские и российские телеканалы «по горячим следам» показывали так называемые «зверства израильтян», но при этом «забыли» показать кадры, которые впоследствии обошли весь мир — те, на которых «миротворцы» сбрасывают солдата на нижнюю палубу, избивают израильских военнослужащих палками... То есть в очередной раз мы видели абсолютно предвзятое отношение к освещению событий некоторыми ведущими мировыми информационными агентствами.........
  Но самое главное даже не это... Какое моральное право имеют американцы осуждать Израиль после того, что они сделали с населением в Афганистане и Ираке?..
  Какое моральное право имеет Россия учить Израиль и сетовать на то, что в ходе этих событий погибло 9 так называемых «миротворцев» после собственных «ковровых» бомбардировок Грозного?..
  Какое право имеет Турция призывать мировое сообщество наказать Израиль после того, как за ту же самую неделю, в которую произошли данные события, в Турции было убито 142 курда?..
  Напомню, кстати, что к настоящему моменту убиты уже десятки тысяч курдов... И где же тот Совет Безопасности? Где те многочисленные телевизионные персонажи «возмущенные жители Земли», которые мелькают на каналах разных стран - почему они не провели хоть одну демонстрацию по этому поводу?
  Но еще хуже, по-моему, (и меня это чрезвычайно возмущает!) - это попытки руководства государства Израиль разговаривать с мировой общественностью извиняющимся тоном. Оно искренне извиняется за то, что погибли 9 (девять) человек, а ведь жертв (если бы это были военнослужащие, например, США или России), вполне возможно, было бы намного больше...
  Убежден, что каждый, кто поднял руку на солдата, выполняющего свой воинский и гражданский долг, должен быть наказан...
  Кроме того, меня очень возмутило, что в итоге все эти «голуби мира» оказались безнаказанными. За счет граждан Израиля — налогоплательщиков все эти люди были отправлены самолетами в свои страны.
  Для меня совершенно очевидно, что с государством Израиль будут считаться только тогда, когда оно будет сильным. Лучшим образом это подтверждает и история всех предыдущих семи войн, особенно история «Шестидневной войны».
  Кстати, такой же позиции придерживается и президент России Д.А. Медведев, вручивший недавно высокие государственные награды военнослужащим, участвовавшим в освобождении от пиратов танкера «Московский Университет». А ведь там тоже было применено боевое оружие на поражение...

— Говоря (в советских пропагандистских терминах) об «израильской военщине», нельзя не отметить некие «особенности национальной войны». Относительно недавно израильское руководство взяло за правило отвечать военной операцией на каждый теракт или ракетный обстрел городов. Однако со стороны это выглядит порой достаточно нелепо...
— Это действительно так. Как правило, ближе к вечеру в тот день, когда была совершена вооруженная провокация, израильтяне в СМИ неоднократно объявляют о том, что будет совершен авиаудар по какому-то конкретному военному объекту или объекту, который используется палестинцами в военных целях. Кроме того, в духе времени они рассылают СМС-сообщения членам ХАМАС с предупреждениями об акции возмездия.
  В результате итоговое сообщение в израильских СМИ по поводу такой «блестящей» операции выглядит, как правило, следующим образом: «...В ответ на вчерашний обстрел ракетами «Кассам» города Сдерот ВВС Израиля нанесли по тоннелям авиаудар. Погибли 1,5 человека...»
  Попробуйте объяснить «классическим», например, российским или американским военным, что ТАК можно воевать - они вас просто-напросто не поймут. Естественно, что кроме Израиля такого подхода к ведению боевых действий вы не найдете ни в одной другой стране мира...
  Наверное, это похоже на анекдот. Но и в еврейских анекдотах в свою очередь есть немало жизненных ситуаций. Вот, например, один из последних анекдотов, что называется, «на тему дня»:
  В джунглях разбивается самолет. Спаслись трое: американец, француз и израильтянин. Едва они оправились от катастрофы — появляются людоеды, хватают их, волокут в деревню и начинают готовиться к праздничному обеду. Однако перед тем, как бросить несчастных в котел, вождь говорит:
 — По нашей традиции всем из вас полагается последнее желание! Чего вы хотите?
 Американец: — Мне, пожалуйста, стейк толщиной в два дюйма и кружку пива! Людоеды приносят заказ, американец ест, после чего его бросают в котел.
 Француз:
 — Мне, будьте добры, бутылочку «Дон Периньон» и ростки аспарагуса с пармезаном!
 Людоеды подают, француз съедает, пьет, отправляется в котел.
 Израильтянин:
 — А меня, если можно, стукните изо всех сил по заднице!!!
 Людоеды в недоумении. Вождь на всякий случай напоминает израильтянину, что это его последнее желание, но тот настаивает. Тогда израильтянина поворачивают задом к вождю, который разбегается и со всей силы пинает его по заднице. Израильтянин отлетает на пару метров, падает, а потом вытаскивает откуда-то автомат и спокойно, не торопясь, короткими очередями расстреливает вождя и остальных людоедов. Спасенные француз и американец радостно вылезают из котла, отряхивая с себя овощи и специи, после чего американец обращается к израильтянину:
 — Слышь, мужик, спасибо, конечно, и все такое, но ты что не мог сразу, не дожидаясь, пока тебя пнут, разделать этих гадов?!
 Израильтянин:
 — Мог! Но зато теперь у вас нет повода сказать, что Израиль опять проявил НЕОБОСНОВАННУЮ, НИЧЕМ НЕСПРОВОЦИРОВАННУЮ жестокость!

— Кто-то заметил, что даже если бы евреи не дали миру теорию относительности Эйнштейна, психоанализ Фрейда или политэкономию Маркса, а придумали бы только еврейские анекдоты и фаршированную рыбу, они бы все равно были вписаны особой строкой в историю цивилизации. И это на самом деле похоже на правду...
— Пожалуй, на долю никакой другой нации за всю историю человечества не выпадало столько испытаний и лишений, мучений и страданий, как на долю еврейского народа. Стремление выжить вопреки обстоятельствам, постоянная борьба за сохранение собственного достоинства и убеждений способствовали формированию у евреев особого склада мышления, главными чертами которого являются острота ума и изворотливость, умение подметить противоречия и обнаружить истину в парадоксе.
  Кстати, уже в октябре 2010 года оценить всю глубину и мудрость еврейского юмора, посмотреть на Святую Землю и получить массу незабываемых впечатлений жителям Архангельской области станет намного проще и легче — прямые авиарейсы впервые свяжут Поморье и Израиль. Безусловно, и сейчас, благодаря средствам коммуникации, мы не чувствуем оторванности друг от друга. Но с помощью гражданской авиации наши народы и страны станут еще ближе.
  Давайте дружить и домами, и семьями!

RUSNORD, Беседовал Алексей Новиков






* Все новости любых еврейских общественных организаций публикуются открыто и безвозмездно